04 марта 2021, четверг
Областные новости
03.03.2021
Со 2 марта ежемесячные выплаты на второго ребенка из средств материнского капитала снова будут продлеваться по заявлению.

Яндекс.Погода

Образование

24.01.2021

Нашли себя в научно-технической деятельности

Установка для анодирования алюминия, адаптивная подсветка приборной панели автомобиля, станок по обрезке ботвы лука – это всего лишь малая часть действующих разработок, выполненных воспитанниками центра детского творчества города Кузнецка под руководством опытных наставников. Партнёром ЦДТ с 2014 года является центр молодёжного инновационного творчества «ИнТехно». Благодаря главе администрации С.А. Златогорскому был решён вопрос с размещением разрозненных технических кружков ЦДТ и ЦМИТа на одной площади в здании бывшего веттехникума, а управление образования помогает продвигать технические направления в Кузнецке. «ИнТехно» имеет в своём распоряжении различные станки, оборудование для компьютерных классов, 3D принтеры и другую технику, что даёт широкие возможности для разносторонней деятельности и развития учащихся. Ребята занимаются автомоделированием, радиоэлектроникой, робототехникой, компьютерной графикой, 3D-моделированием, конструкторско-технологической деятельностью. Есть база для проведения всероссийских соревнований по трассовым моделям, помещения для тренировок по радиоуправляемым моделям, мастерские.

«Здесь каждый школьник найдёт для себя интересное дело, научится мыслить неординарно, получит навыки работы на станках, программирования, моделирования, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни, – рассказывает ученик 11 класса 5-й школы Иван Рудаков, занимающийся в ЦДТ шестой год. – Я освоил автомоделирование, проектирование, мне очень интересна инженерная деятельность. Оборудование в ЦМИТ – одно из лучших, на котором мне доводилось работать. Под руководством наших педагогов реализовал больше пяти проектов, которые представлял на конкурсах городского и регионального уровней».

Благодаря тому, что губернатором и правительством области уделяется серьёзное внимание развитию научно-технической деятельности учащихся, в Пензе реализуется региональная комплексная межведомственная программа вовлечения детей и молодёжи в инновационную деятельность «1000-list-nick»; ежегодно проходят всероссийские конкурсы «Новатор_Web», «Новатор_Web 2.0» и другие. Только с серьёзными, интересными разработками можно войти в число победителей и призёров и получить бесплатные путёвки в зимнюю школу «ДомInno» или летний лагерь «TeenГрад». Там под руководством профессионалов высокого уровня юные изобретатели повышают свою квалификацию, учатся работать

в команде, защищать свои проекты перед конкурсной комиссией и губернатором области. Кузнецких ребят не пугает такая ответственность, потому что знания и навыки, полученные в центре детского творчества, позволяют им быть на равных с лучшими из лучших, говорить с ними на одном языке. А главным стимулом для участия и победы в конкурсе является для них возможность «прокачать» своё мастерство.

Иван Рудаков за свои инженерные разработки (в числе которых станок по обработке ботвы лука) получал путёвки в «ДомInno» и «TeenГрад» неоднократно. Одну из его работ – огромный штангенциркуль с часами и термометром – можно увидеть в фойе управления образования. «Благодаря занятиям в ЦДТ я определился с выбором будущей профессии – хочу стать инженером-машиностроителем. Если бы я не занимался здесь, то вряд ли бы выбрал это направление», – считает Иван.

Его одноклассник Алексей Удалов также неоднократно проходил «стажировки» в «ДомInno» и «TeenГрад». В 2019 году в городе Королёве участвовал в международном конкурсе «Таланты XXI века», где представлял свою установку для анодирования алюминия. Идею её создания предложили педагоги ЦДТ, она используется в центре по прямому назначению. Алексей изготовил также звуковое оповещение для различных мероприятий, макет сейфа, «ключом» для открытия которого являются отпечатки пальцев.

Девятиклассник гимназии №1 Артём Курганов в центре детского творчества познакомился с азами электроники, работает с программируемыми микроконтроллерами. Является автором проектов «Часы-домино», «Умная парковка», адаптивной подсветки приборной панели автомобиля. В 2020 году стал победителем всероссийского конкурса «Часы Победы».

У десятиклассника школы №8 Рамиля Сатаева любимое направление – инженерия. Со своими разработками он участвовал в областной выставке инновационно-технического творчества детей и молодёжи «Инноваториум», в конкурсах «Новатор_Web» и «Новатор_Web 2.0». Планирует сделать своими руками электрогитару и завершить настольную лампу с часами и подсветкой.

Есть немало перспективных ребят и среди тех, кто занимается в ЦДТ первый или второй год.

Разработки, которые создают юные изобретатели, охватывают различные направления. И это не проекты, представленные в форме рефератов, а действующие модели, используемые в реальной жизни. Определиться с проектом, а затем реализовать его ребятам помогают педагоги. Почти у всех из них высшее инженерное образование, причём в разных областях (радиоэлектронике, механике), поэтому они могут дать детям знания и навыки по различным направлениям. Виталий Борисович Мартышов занимается со школьниками автомоделизмом, Андрей Геннадьевич Буянов – радиоэлектроникой и конструкторской деятельностью, Вадим Викторович Венедиктов помогает ребятам осваивать современные технологии, в его ведении все станки. Под руководством Андрея Владимировича Брюхачёва учащиеся создают радиоуправляемые модели, изучают радиоэлектронику. Альбина Васильевна Буянова преподаёт детям компьютерную графику и робототехнику. У начинающего педагога Андрея Геннадьевича Шепаева направление – робототехника (лего). Сергей Анатольевич Качалов учит воспитанников стендовому моделированию.

Когда ребята, начинающие заниматься техническим творчеством, выбирают для себя то или иное направление, это не означает, что они на протяжении нескольких лет будут реализовывать себя именно в этой области. Как правило, освоив один вид деятельности, они начинают работать в нескольких направлениях. Потому что для создания проектов им нередко требуются навыки моделирования, радиоэлектроники, работы на различных станках и т.д. Поэтому на определённом этапе они занимаются у того педагога, чья помощь нужна в конкретный момент.

При создании разработок развиваются межпредметные связи. Дети, которые приходят в ЦДТ, не всегда обладают достаточным запасом знаний по физике, химии, технологии, но в процессе занятий приходит их понимание. Соответственно и в школе по этим предметам повышается успеваемость.

Занятия в технических кружках ЦДТ не укладываются в привычные рамки, когда собирается группа и выполняет определённое задание. Здесь ребята получают полную самостоятельность в выборе проектов. Цель педагогов – научить воспитанников азам различных навыков и побуждать к их развитию. Если у кого-то из ребят есть проблемы с выбором проекта – могут предложить идеи, определиться с её реализацией в общих чертах, а вот детальное решение остаётся за учащимся. Если в процессе выполнения работы возникают какие-то вопросы, педагоги предлагают обратиться за помощью к более опытным ребятам, которые могут объяснить, подсказать. Таким образом в коллективе поощряются взаимопомощь и взаимовыручка. Педагог, как правило, держит ситуацию под контролем, и если объяснение неверно, делает свои замечания. Вообще в коллективе царит очень тёплая, домашняя атмосфера, что очень импонирует ребятам.

Польза от занятий научно-техническим творчеством для школьников очевидна. В ЦДТ они получают различные практические навыки, осваивают современные технологии, которые будут востребованы в дальнейшей жизни. Активизируются умственная деятельность, образное мышление. Как показала практика, многим выпускникам ЦДТ занятия научно-техническим творчеством помогли определиться с выбором будущей профессии. ЦМИТ плотно сотрудничает с ПГУ, одарённых ребят приглашают выступать на научно-практических конференциях, где участвуют только студенты. А победители конкурсов, которые проводит университет, получают баллы к ЕГЭ. У ребят, занимающихся в ЦДТ, партнёром которого является ЦМИТ «ИнТехно», есть хорошие перспективы для профессионального определения и становления.

Елена ТЕЛЕГИНА

Фото автора

 

Оставить комментарий