26 августа 2019, понедельник
Областные новости
23.08.2019
В 2019 году Генеральная прокуратура Российской Федерации выступает организатором Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы на тему «Вместе против коррупции!».
23.08.2019
Пензенский линейный отдел МВД России на транспорте с 25 августа по 3 сентября проведет второй этап операции «Дети и транспорт».

Яндекс.Погода

Мы – кузнечане

10.04.2019

И начинается другая жизнь

С 2012 года кафедральный собор города Кузнецка – храм Вознесения Господня.

Самый большой православный храм в Кузнецкой епархии и старейший. Каждому, кто жил в Кузнецке, хорошо знаком и дорог его облик – луковичный купол с четырьмя малыми главами, шатровая колокольня…

Построенный в 40-60-х годах ХIХ века, в советский период Вознесенский храм был закрыт.  Как и каждое неиспользуемое, неотапливаемое строение, храм всё больше и больше разрушался…  

В Википедии можно прочитать, что в 1989 году он был передан Русской православной церкви: «После передачи храма верующим началась интенсивная реставрация находившегося в аварийном состоянии здания» и «21 ноября 1989 года в соборе возобновилось богослужение». Вижу нестыковку: вот только что здание передано в аварийном состоянии РПЦ, и практически сразу в нём начинаются богослужения! Каким образом, если в начале 80-х годов (и тому масса свидетелей) своды храма местами провалились внутрь  (тонны строительного мусора вынесли на носилках и вывезли машинами, в том числе и в ходе субботников), отсутствовали кровля (почти полностью), окна и настил пола (полы были деревянные), а в центре всего этого возвышались четыре двухэтажные печи, в которых в годы Великой Отечественной войны сушили сухари для отправки на фронт?! Чтобы войти в здание, находившееся в столь плачевном состоянии, одного только чуда было бы мало.

Оказывается, вот что: «Всероссийским обществом охраны памятников в 1986 году была осуществлена попытка реставрировать церковь». Эта «попытка» длилась три года, то есть примерно 750 рабочих дней, и стоила как минимум 350 тысяч советскими рублями. Именно эта «попытка» позволила передать РПЦ здание храма с восстановленными и оштукатуренными снаружи стенами, кровлей, куполами, крестами. Оставалось вставить окна (они были изготовлены на «Кузполимермаше»), двери и провести внутреннюю отделку.  Это – немало. И умалять заслуги строителей, городской власти и всех благотворителей (предприятия города, которые выполняли работы или выделяли пиломатериал) было бы неправильно и несправедливо.

Тем более, что в Кузнецке живут люди, которые в этой работе участвовали. Вот что рассказывает А.И. Шичков, работавший в 1986 году заместителем председателя Кузнецкого горисполкома: «Сразу после празднования 40-летия Победы в 1985 году я получил от первого секретаря горкома КПСС М.С. Чистякова поручение взять под личный контроль реставрацию здания храма на ул. Дарвина. На реставрацию памятника архитектуры ХIХ века из областного бюджета было выделено согласно смете 350 тысяч рублей. Заказчиком работ являлось управление культуры Пензенской области, руководитель Е.С. Попов. Проводить работы могла только специализированная организация. Но мы столкнулись с тем, что объектов у пензенского отделения «Росреставрации» было много, не до нас».

Совместно с директором Пензенского хозрасчётного реставрационно-производственного участка «Росреставрации» В.М. Никандровским решение было найдено: создать в Кузнецке реставрационно-производственный участок как подразделение пензенского. Оставалось «всего лишь» найти подходящего специалиста на должность его начальника. Кандидатура у А.И. Шичкова была – первоклассный строитель В.В. Фадеев. Но согласится ли он? Человек на своём месте, трудится начальником ремонтно-строительного цеха завода «Кузполимермаш»…

Виктор Вячеславович Фадеев родился в 1945 году. Коренной кузнечанин. С детства приучался к строительному труду, самостоятельно осваивал плотницкое, столярное дело, увлекался резьбой по дереву. Смолоду умел выполнять все виды ремонтных и строительных работ: он и жестянщик, и каменщик, и штукатур, и маляр. По жизни всё это делать пришлось. Трудовую биографию начал в 1962 году на «Кузполимермаше» учеником столяра. Заочно получил высшее образование на отделении промышленного и гражданского строительства Саратовского строительного института. Дорос до мастера, а затем – и начальника цеха. Коллектив цеха, составлявший до 150 человек, привлекался на разные объекты, начиная от заводского жилого фонда. Довелось даже строить двухэтажные жилые дома в Лопатинском районе.

На строительной площадке Виктор Вячеславович был, как рыба в воде. Особенно сильное впечатление произвело на Александра Ивановича увиденное однажды: на высоте надо было забить гвоздь. Повисая в воздухе, держась одной рукой за опору, второй рукой Фадеев установил гвоздь в стену, а потом вогнал его по самую шляпку молотком с одного взмаха. Вроде и не крупный, но жилистый, сильный. Его рукопожатие подобно тому, что вашу ладонь зажало железными клещами. Кроме того, Виктор Вячеславович легко находил общий язык с другими мастерами, умел и научить, и научиться, обладал достаточным авторитетом для того, чтобы создать бригаду и руководить людьми, продумывал все операции, прежде чем раздавать задания и приступать к делу.

При всём этом, имея 25-летний стаж работы на заводе, В.В. Фадеев с женой и дочерью проживал в общежитии «Кузполимермаша» на ул. Гагарина, занимая одну небольшую комнату. В заводской очереди на улучшение жилищных условий стоял, но жилья строилось в те годы мало, очередь была большая. То есть перспективы не просматривалось. Кузнецкий исполком предложил специалисту двухкомнатную квартиру в «исполкомовском» доме   по ул. Стекловской, который как раз закладывался. На этом условии Фадеев согласился возглавить Кузнецкий реставрационно-производственный участок, тем самым взвалив на себя очень большую ношу.

Ему предстояла большая организационная работа: кадры, материалы, контроль, отчёт. А кроме того, сам объект, находившийся «в кошмарном состоянии», создавал удручающее впечатление. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Реставрационные работы начались в июне 1986 года с восстановления кладки наружных стен и кровли. Первым делом надо было возвести «леса» вокруг здания храма (а оно – 46 метров в высоту и 150 – по периметру). Техники не было – брёвна, доски поднимали вручную и закрепляли шаг за шагом, уровень за уровнем. «Леса» должны были быть прочными, надёжными, их строительство продолжалось до самой зимы. Впоследствии в помощь строителям был выделен кран «Пионер». Использовались монтажные пояса.

Первый состав бригады проработал от силы три месяца, люди начали постепенно увольняться, так как расценки были невысокие, производительность невелика. Работы не прекращались и в холодное время года (как это видно на снимке). За три года состав бригады не раз сменился. Пришедших на объект в числе первых можно было по пальцам пересчитать, и в их числе – мастера строительного дела Евгений Персанов, Александр Дорогов, Евгений Евдокимов, Евгений Панкратов.

Хотя и было трудно, что-то шевелилось в душе от сознания того, что прикасаешься к истории. Однажды, разбирая луковичную главу, нашли стеклянную бутылку, а в ней – записка: ремонт кровли проводился таким-то мастером в 1923 году... «Буквально всё было интересно: даже рамы раньше были не обычные, а фигурные, имели определённый профиль. У мастеров прошлого инструмент был хотя и ручной, но люди делали всё на совесть, не то, что сейчас! И мы старались делать всё качественно, потому что ощущали ответственность перед всем городом», – говорит В.В. Фадеев.

Трудно далось оформление куполов. Из меди выкраивались детали, соединялись между собой. Кресты были сделаны по образцу оригинальных на «Кузполимермаше» из нержавейки, позолочены, в них – вставлены (на мебельном комбинате) зеркала. Они ярко блестели на солнце. Поднять и закрепить колокола на Вознесенском храме снова приглашали В.В. Фадеева.

Мало кто знает, что и статуя В.И. Ленина в нынешнем гайд-парке (сквер на ул. Комсомольской), и купола Вознесенской церкви покрыты листовой медью из одной партии. Руководство города попросило «выделить на Ленина» 12 листов меди, так и сделали. Бетонную статую вождя, которая уже начала сдаваться под натиском времени, «обернули медной одеждой» специалисты-реставраторы из Москвы, нагревая металл и придавая ему нужную форму – «обстукивали», как делают чеканку.

С 1990 по 1992 год возглавляемая В.В.Фадеевым бригада строителей восстанавливала здание барского дома в музее А.Н. Радищева по чертежам «Росреставрации» (г. Москва) и по заказу Объединения литературных музеев.

От барского дома остался лишь фундамент, скрытый слоями земли. На этом месте и было возведено хорошо всем знакомое двухэтажное здание с двумя ярусами окон. Над ними – резные кокошники. «По проекту, кокошники должны были отливаться из бетона с крошкой кирпича, но я решил, что будет лучше, если наличники будут натуральные и более долговечные, выточенные из сплошного кирпича. Мы согласовали этот вопрос с заказчиком и вместе с каменщиками Сергеем Терёхиным и Вячеславом Загариным занялись «резьбой» по керамическому кирпичу», – вспоминает В.В. Фадеев.

Толщина стен барского дома – 77 сантиметров. В помещениях первого этажа даже летом бывает довольно прохладно. Наблюдательные люди могли заметить на фасаде барского дома дверь на уровне второго этажа и такую же – напротив неё, на стене семейной церкви Аблязовых-Радищевых. Эти два здания когда-то соединялись переходом, по которому в любую погоду члены семьи могли дойти до храма. Проект реставрации тоже предусматривал строительство перехода, но в 1991 году финансирование закончилось, и от этого «элемента» пришлось отказаться…

Виктор Вячеславович уже давно пенсионер, в сентябре ему исполнится 74 года, и остаётся только вспоминать трудовые будни прошлых лет. В квартире всю мебель сделал своими руками. Участвует в воспитании двух внуков. Выбранную когда-то работу он любит за то, что после того, как строители сделали своё трудное, шумное, «грязное», пыльное дело и все помещения отмыты и отделаны, – тогда и начинается другая жизнь – новая, светлая, радостная.

Ольга ПОДРАМЕНСКАЯ

 

На фото: Вознесенский храм в «лесах» – идёт реставрация; В.В. Фадеев.

Оставить комментарий