03 апреля 2025, четверг

 

 

 

 

 

 

 

 

 



  Расценки на рекламу

 

 

ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Яндекс.Погода

Социальная сфера

02.05.2012

Будем помнить... Будем гордиться...

Вечером по тем же улицам будет идти на праздничный концерт или дискотеку молодёжь – наше будущее. К сожалению, едва ли каждый десятый из них знает о маршале Победы Жукове, о том, что Сталин – это не только дежурная страшилка бесчисленных телепрограмм, а ещё и руководитель великой страны, победившей фашизм.

Удивляться тут нечему.

За те долгие годы, когда Родину, её достояние и земли пилили на куски, на изучение истории Великой Отечественной войны были отведены считанные часы. Поэтому священная война наших дедов и отцов для молодых становится такой же далёкой, как Куликовская битва.

Давно отгремели последние залпы той войны. Но если мы хотим вернуть себе наши традиционные ценности – патриотизм, национальное достоинство, порядочность, в конце концов, то нам не избежать другой войны – войны за души наших детей и внуков, пока ещё не «потерянных» пацанов с одной только целью: чтобы они называли Россию не «этой страной», а Родиной.

Воспитанием подрастающего поколения по долгу своей военной службы мне пришлось заниматься более 30-ти лет. После окончания кузнецкой средней школы № 10 в 1972 году я поступил в военное училище, и вся моя жизнь стала тесно связана с армией. Начиная с
90-х годов уровень культурного, нравственного и физического воспитания молодых людей, призванных в армию, заметно снизился. Можно много и долго рассуждать о том, кто виноват, и что является первопричиной такого состояния дел в стране, но одно могу с уверенностью сказать: семья – это первая и очень важная составляющая в процессе воспитания человека.

Воспитанием настоящих защитников страны заниматься обязана не только армия. В каждой семье есть примеры истинного патриотизма. На них и надо строить воспитание.

Накануне великого праздника – Дня Победы хотелось бы ещё раз вернуться к теме войны. Многие до сих пор не знают, где и как погибли их родные и близкие, какие подвиги они совершили во имя нашей свободы. Современные средства коммуникации позволяют нам открывать новые данные о своих воевавших родственниках. Это можно и нужно делать сейчас, хватит быть «Иваном, не помнящим своего родства».

Я давно уже не живу в Кузнецке, но какая-то тонкая невидимая нить связывает меня с ним постоянно. Это моя Родина. В это понятие я вкладываю, в первую очередь, людей города. Тех, кто дал мне жизнь, моих учителей и наставников, родных и близких. Это мой родной дом, школа, улицы, по которым я ходил, это могилы моих предков, моих родственников и близких мне людей. Это всё, что дорого мне и моему сердцу.

В нашей семье хранятся фотографии той военной поры, где наши отцы были такими же мальчишками, как сегодняшняя молодёжь, они также хотели жить, любить, мечтать, только вот на их долю выпала другая участь. Они пожертвовали своей жизнью, чтобы их дети и внуки могли жить в свободной стране. Наша задача – не только помнить об этом, но быть достойными их.

колько горя и страданий принесла эта война! Не обошла стороной эта беда и нашу семью. В 1941 году под Москвой пропал без вести мой дядя Георгий Петрович Фролов, который воевал в 354-й стрелковой дивизии, сформированной на территориях г. Кузнецка, Кузнецкого и Сосновоборского районов Пензенской области. Москва была на осадном положении. Ставкой было решено использовать резервные войска, и 354-ю стрелковую дивизию направили на защиту столицы.

Вспоминают ветераны дивизии: «С 26 ноября трое суток ехали почти без остановок. Прибыли на станцию Перово. Москва поразила суровым видом: на улицах зенитки, кое-где дымятся развалины, прохожих не видно. По Октябрьской железной дороге добрались до станции Сходня. Здесь в ночь с 29 на 30 ноября начали разгружаться 1203-й и 1199-й стрелковые полки. В разгар разгрузки над Сходней вспыхнули огненосные шары. Мертвенный свист ракет, от которых некуда было спрятаться, залил станционные пути. И тотчас с невидимых самолётов на землю обрушились бомбы, всё потонуло в дыму и пламени. Одна из фугасок попала в вагон с лошадьми, другая разнесла платформу с пулемётами, третья зажгла грузовик. 17 человек были убиты, 19 ранены. С платформы открыли огонь пулемёты, установленные для стрельбы по воздушным целям, с полной нагрузкой работали артиллеристы зенитного дивизиона. Преодолев первую растерянность, бойцы открыли огонь из винтовок. Сбили 2 самолёта, это была первая победа. За одну ночь 10 процентов личного состава полка выбыло из строя. На рассвете оставшиеся в живых по руслу реки Сходня прошли к деревне Большие Ржавки. Красноармейца Георгия Фролова в строю уже не было”.

Зимой 2011 года совместно с ветеранами г. Зеленограда я побывал в местах, где стояли полки. А в сходненскую церковь передали списки всех убитых в страшную ночь разгрузки на этой станции. Теперь в поминальных молитвах их вспоминают постоянно.

Погиб, освобождая Венгрию, 31 октября 1944 года, родной брат моей мамы Николай Иванович Егоров. В 17 лет он был призван в действующую армию, а в 18 лет погиб, освобождая Европу от фашистской чумы.

Попал в плен к фашистам 2 июля 1941 года командир взвода 19-го стрелкового полка в Латвии, недалеко от города Митава (Елгава), муж моей тёти Прокофий Александрович Неганов. Это для него была уже вторая война, он был участником финской кампании. Находясь в офицерском концентрационном лагере № 62 Хаммельбург (ФРГ), 5 марта 1942 года умер от истощения. До настоящего времени он считался в нашей семье без вести пропавшим.

На одной из семейных фотографий той поры я заметил едва различимую надпись карандашом. С неё-то всё и началось. Надпись означала, что мой отец Иван Петрович Фролов с товарищем осенью 1941 года находились на излечении в военном госпитале города Сочи. Я начал искать его однополчан.

Большую, неоценимую помощь мне оказывают сотрудники нашего родного Кузнецкого объединённого военного комиссариата. На все мои запросы я получал по возможности исчерпывающие ответы. Большое спасибо и низкий поклон всем, кто помогает в этом благородном деле. Надеюсь на дальнейшее тесное сотрудничество.

К сожалению, мой отец очень рано умер, не дожив даже до 10-летнего юбилея Победы. Тогда в нашей большой семье было шестеро детей, старшей сестре было 13 лет, а мне было-то всего 24 дня от роду. Из этого можно понять, что сам я расспросить его про войну не мог.

Долгом моей чести как военного человека было и остаётся как можно больше узнать о своём отце, пройти по его фронтовому пути и передать это своим детям и внукам.

еперь я могу с некоторой уверенностью рассказать о боевом пути моего родного отца, который родился в 1917 году в селе Нижняя Липовка Сосновоборского района Пензенской области. Это нелёгкий путь рядового красноармейца, пехотинца, прошедшего огни и воды тяжёлых боев. Он воевал на Западном, Юго-Западном, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском фронтах.

Фронтовая судьба его была тяжёлой, как и многих миллионов других в годы войны. Но это был мой отец, родной мне по крови человек, который геройски сражался с фашистами и победил. Я им горжусь. Первое ранение он получил уже летом 1941 года. После длительного лечения в полевых и эвакуационных госпиталях городов Брянска и Сочи 26 октября 1941 года отец был признан по состоянию здоровья годным к нестроевой службе. После такого тяжёлого ранения дома в городе Кузнецке ждали его возвращения, но военная обстановка распорядилась иначе. Не домой вернулся он, а попал в 86-ю отдельную мотострелковую разведывательную роту 31-й стрелковой дивизии, которая вела непрерывные и кровопролитные бои за город Ростов-на-Дону. Город переходил из рук в руки, бои были тяжёлые, обе стороны несли большие потери. 29 ноября 1941 года город был освобождён нашими войсками. За эти бои отец был награждён первой правительственной наградой – медалью «За отвагу».

После жарких боёв под Ростовом-на-Дону и его освобождения наши войска встретили упорное сопротивление немцев. Для развития дальнейшего наступления не хватило сил. Начались тяжёлые, изнурительные и кровопролитные бои.

Будучи разведчиком, отец не один десяток километров проползал на животе в тылу противника, выполняя боевые задания. За смелость и отвагу, проявленные в разведке 14 марта 1942 года, он был представлен ко второй правительственной награде – медали «За боевые заслуги». Эту медаль ему вручить не успели.

22 марта 1942 года сержант И.П. Фролов, командир отделения 86-й отдельной мотострелковой разведывательной роты, пропал без вести в районе села Русское Куйбышевского района Ростовской области. Вскоре в Кузнецк на ул. Кирова, 258, где проживали его родители и жена с дочерью, пришло письмо от товарища, который был с ним вместе в этот день в разведке. Он сообщил, что они попали в засаду, где отец был тяжело ранен, после этого немцы окружили его. Добивать они отца не стали, подумав, что он и так умрёт.

Местные сельские жители подобрали его и тайком от немцев принесли в село.

После перехода линии фронта, к своим, начались проверки в органах НКВД. Фильтрационный лагерь, и снова – в бой, в составе 33-й гвардейской стрелковой дивизии (84-й полк, 8-я рота). В этой дивизии мой отец провоевал до конца войны. Он принимал участие в боях за освобождение Донбасса, Луганской, Запорожской, Херсонской областей, освобождал города Симферополь, Бахчисарай, штурмовал Севастополь в районе Мекензиевых гор.

После освобождения Севастополя дивизия, получив пополнение и боеприпасы, была переброшена в Белоруссию в состав 3-го Белорусского фронта. Вместе с дивизией гвардии старший сержант И.П. Фролов с боями прошёл по дорогам Белоруссии, Литвы и Латвии. Бои за освобождение литовских городов Шауляй, Кельме были тяжёлыми и кровопролитными. Многие солдаты и офицеры 84-го гвардейского стрелкового полка за эти бои были представлены к правительственным наградам. Среди них был и мой отец. Вот выписка из наградного листа: «В боях за освобождение Литвы 12 августа 1944 года в районе высоты 178,1 гвардии старший сержант И.П. Фролов проявил смелость и отвагу, он первым ворвался на высоту, где забросал ручными гранатами окопы противника и уничтожил 4-х немецких солдат. В этом бою он был ранен, но поле боя не оставил, а продолжал разить врага».

За этот подвиг он был удостоен высокой боевой награды – ордена Славы 3-й степени.

В боях при штурме Кенигсберга мой отец был ранен в четвёртый раз. Долгожданную Победу он встретил в госпитале.

В октябре 1945 г. отец вернулся домой, где его ждали родители, молодая жена и ребёнок, которого он не видел ни разу, а дочери было четыре года, столько же длилась эта тяжёлая, кровопролитная война.

Весь воинский путь моего отца можно уместить всего лишь на одну страничку. Только вот за этими короткими строчками скрывается судьба многих миллионов наших советских людей, которые не дожили до светлого дня Победы.

Судьба к моему отцу была благосклонна: он вернулся домой. Если, конечно, не считать двух тяжёлых и двух лёгких ранений, нахождение на оккупированной территории, где чудом остался жив, пролитой крови, потраченных нервов и здоровья. Гвардии старший сержант Иван Петрович Фролов за время войны был награждён орденом Славы 3-й степени, медалью «За боевые заслуги», медалью «За отвагу», медалью «За взятие Кенигсберга», медалью «За Победу над Германией».

озвращались на малую Родину, в Кузнецк и Кузнецкий район, победители. Среди них были и мои родственники, о которых хотелось бы вспомнить ещё раз.

Младший брат моего отца Александр Петрович Фролов в 17 лет был призван на фронт в ноябре 1943 г. В
г. Ромны Сумской области он обучался шофёрскому делу. Став военным водителем в 1943 году, дядя не изменил своей профессии всю оставшуюся жизнь. Не один раз в городской и областной газетах писали о его трудовых подвигах. Много лет он добросовестно проработал в автоколонне №1178 шофёром.

За проявленное мужество и отвагу 5 ноября 1944 г. красноармеец А.П. Фролов был награждён правительственной наградой – медалью «За отвагу», а в марте 1945 года – орденом Славы 3-й степени.

В феврале 1947 г. демобилизовался из рядов Вооруженных сил ещё один мой дядя, Андрей Иванович Егоров, который с марта 1942 года прошагал дорогами войны от Сталинграда до Польши. Он на себе испытал все горести отступления летом 1942 г., когда наши войска с тяжёлыми боями отступали по выжженной донской степи к Волге. Дядя участвовал в героической обороне Сталинграда. Своими глазами видел развалины города, часто вспоминал знаменитый дом «Павлова», где ему приходилось воевать. Вот строчки из наградного листа: «Во время уличных боёв сержант А.И. Егоров смело и решительно подполз к станковому пулемёту врага и броском гранаты уничтожил его». В одном из таких боёв 23 ноября 1942 г. дядя был тяжело ранен. За свои подвиги при обороне города он был награждён медалью «За отвагу».

После лечения в госпитале – снова бои на Брянском, Южном, 2-м Украинском фронтах, в составе 7-й гвардейской мотострелковой Сталинградско-Корсуньской Краснознаменной бригады. Гвардии сержант А.И. Егоров за годы войны был курсантом школы сержантов 580-го стрелкового полка 188-й стрелковой дивизии, командиром орудия 37-мм зенитной пушки 447-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, командиром отделения в роте разведки 32-й стрелковой дивизии, командиром лёгкой бронированной машины БА-64 разведывательной роты мотострелковой бригады.

В марте 1945 г. 7-ю мотострелковую бригаду железнодорожным транспортом перебросили в г. Познань (Польша). В апреле 1945 г. часть окружённого немецкого гарнизона Глогау численностью до 600 человек прорвала заслон наших тыловых частей. 7-я мотострелковая бригада вела бои по пленению и уничтожению противника. Это была последняя крупная боевая операция, в которой мой дядя принимал участие.

День Победы стал одним из самых запоминающихся дней войны для каждого ветерана и труженика тыла. Только не для всех закончились боевые действия. Множество разрозненных групп немецких солдат, не желающих сдаваться в плен, блуждали по лесам. При уничтожении такой группы 11 мая 1945 г. гвардии сержант А.И. Егоров был ранен.

После лечения в госпитале дядя вернулся в строй своей любимой разведывательной роты, где и продолжал военную службу в качестве командира лёгкой бронированной машины БА-64. В феврале 1947 г. он вернулся домой в село Шишовку Кузнецкого района Пензенской области.

Более 40 лет проработал в родном совхозе. Со своей супругой, которая также была участницей войны, воевала в 97-м отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи, они воспитали семерых детей.

Учитывая заслуги в годы войны и в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, в 1985 г. Андрей Иванович Егоров был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Всего на нескольких примерах своих родных и близких я пытался показать, каких же масштабов достигла эта страшная война, какой дорогой ценой досталась нам Победа. В каждой семье кузнечан есть много таких примеров, которые достойны уважения и памяти подрастающей молодёжи. Сохранить и передать всё потомкам – наш долг и святая обязанность перед поколением победителей.

А. ФРОЛОВ, полковник запаса

Оставить комментарий