Несмотря на трудную жизнь, ветеран войны Павел Михайлович Загарин считает себя счастливым.
Павел Загарин родился в с. Огольцовка в многодетной крестьянской семье. Отец с утра до вечера работал в поле, а матери хватало работы дома, ведь у них имелось небольшое хозяйство, да и с детьми надо было заниматься.
Из детства Павлу больше всего запомнился тяжёлый крестьянский труд. В его обязанности входило накосить травы для коровы, наносить воды для дома, скота и птиц. Мать жалела детей и порой просила мужа нанять в помощь работника, но получала категорический отказ: «Я что, даром кровь проливал на гражданской, воюя против Колчака? Я завоевал свободу, и буду сам – и только с семьёй – поднимать своё хозяйство. Работника не возьму, я не эксплуататор!». Так из-за упрямства отца, который отказывался вступить в колхоз, семья продолжала до седьмого пота трудиться в единоличном хозяйстве.
Когда Павел закончил семилетку, в Кузнецке открылся овчинно-шубный техникум, и Павел поступил в это заведение. 22 июня 1941 года Германия вероломно напала на Советский Союз. Неожиданно молодых людей собрали в техникуме по тревоге. Военком объявил, что стране нужны артиллеристы – истребители немецких танков, и поэтому вся группа направляется в Пензенское артиллерийское училище.
В Пензе Павел прошёл ускоренное обучение и вскоре был выпущен младшим лейтенантом. Его зачислили в 103-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион командиром взвода и направили на фронт.
В его подчинении были две 45-миллиметровые пушки. Боевое крещение Загарин получил на переправе через Волгу в Сталинграде, где подразделение понесло первые потери. В самом городе шли жестокие бои за каждый дом, за каждый этаж. В Сталинграде Павел воевал на всём протяжении великого сражения с сентября 1942 года по февраль 1943-го. Там же вступил в партию. В танковом десанте со своими «сорокапятками» освобождал Мамаев курган. После десанта вернулся раненным, но с пленным немцем. Загарину присвоили очередное воинское звание и наградили медалью «За отвагу». С ранением он пролежал в медсанбате месяц, затем догнал свой дивизион и попал на Курскую дугу. Здесь Павел испытал горечь отступления для выравнивания линии фронта, познал, что такое артподготовка из всех видов оружия, видел грандиозное танковое сражение. В битве на Курской дуге он был ранен в ногу и снова оказался в госпитале.
После лечения Павел вернулся в родной дивизион. Война для него закончилась 12 мая 1945 года под Прагой, где пришлось участвовать в уничтожении последней группировки немецких войск. Но домой боевой офицер вернулся только в декабре 1946 года. Защитив диплом в техникуме, Загарин как участник войны получил выбор возможных мест для своей будущей работы. Среди них был Баку, в котором жила дальняя родственница Павла. Вот туда он в 1947 году и поехал. Однако работать на местной фабрике довелось недолго: через несколько месяцев его вызвали в военкомат и предложили стать оперуполномоченным в КГБ. В те времена члены партии от таких предложений не отказывались. Так началась его оперативная работа в Баку, затем в Кировабаде, где Загарин был уже старшим следователем управления. Служба шла, повышались звания. После 1953 года органы КГБ стали сокращать, и Павлу Михайловичу предложили перейти в милицию. Он дал отрицательный ответ и был сокращён.
Вернулся на родину, пришёл на обувную фабрику, где трудился с 1954 по 1983-й, – мастером, старшим мастером, начальником отдела кадров. Ещё в Баку он женился на своей землячке, у них родились сын и дочь – оба получили высшее медицинское образование, стали стоматологами. Сейчас Павел Михайлович живёт один, но его часто навещают дети, внуки (их у него четверо, плюс шесть правнуков), звонят родственники.
С П.М. Загариным интересно беседовать: у него отличная память, он хорошо помнит своих боевых товарищей. Однажды я спросил: «Вот ты прошёл огонь, воду и медные трубы. Не было ли страшно участвовать в таких кровавых битвах, как за Сталинград и на Курской дуге?». Мой собеседник немного помолчал, а потом ответил: «И мне, и другим, конечно, было страшно – мы же обычные люди. Но меня отец воспитывал так, чтобы я боялся запятнать свою фамилию. Когда отец воевал с Колчаком, ему тоже было страшно, но он вспомнит родных, сцепит зубы – и вперёд, рубать шашкой. Мы не забывали, с кем и за что воюем, понимали, что дома остались родные, которые надеются на нас. И несмотря на тяжёлые годы детства, войны, я считаю себя счастливым человеком. И вот почему: в детстве я был приучен к труду; война меня ещё больше закалила; я со своей супругой счастливо прожил 58 лет, у меня замечательные дети, внуки, правнуки; и, наконец, я продолжаю жить, радоваться успехам своих близких. Разве не счастье, когда восьмилетний правнук Володя уважительно, на полном серьёзе называет не дедом, а Павлом Михайловичем?».
На днях П.М. Загарину исполняется 90 лет. В этот день у него соберутся самые дорогие для него люди, ради будущего которых он воевал на фронтах Великой Отечественной. С юбилеем, Павел Михайлович! Живите дольше на радость вашим потомкам.
В. ФИРСТОВ