23 марта 2019, суббота
Областные новости
22.03.2019
22 марта состоялось очередное заседание Пензенского регионального организационного комитета по проведению предварительного голосования для последующего выдвижения от Партии кандидатов в депутаты Пензенской городской Думы. Региональный оргкомитет утвердил кандидатуры для участия в предварительном голосовании и обсудил проведение дебатов
22.03.2019
Вопросы взаимодействия между регионом и российским ведомством Иван Белозерцев и Анатолий Голомолзин обсудили в пятницу, 22 марта 2019 года.

Яндекс.Погода

Здравоохранение

13.03.2019

Сберечь ресурсы и время – в этом заключается смысл проекта «Бережливая поликлиника»

В обращении к российским парламентариям 20 февраля Президент РФ В.В. Путин поручил принять стандарты работы «Бережливых поликлиник» и утвердить правила их аттестации с учётом лучших региональных практик.

В нескольких российских регионах уже организована работа медучреждений по технологии бережливого производства, о которой глава государства говорил в послании Федеральному собранию. Суть упомянутой технологии – усовершенствовать работу поликлиники, повысить уровень комфорта для пациентов и вместе с тем сократить время их пребывания в медучреждении. Как это реализуется на практике, рассмотрим на примере кузнецкой поликлиники №3.

Регистратура – без барьеров

Проект «Бережливая поликлиника» здесь стартовал в июле 2017 года. Начали его с анкетирования – у пациентов интересовались тем, что доставляет им наибольшие неудобства. Выяснилось, что больше всего нареканий вызывают очереди у регистратуры.

– Проблема возникала из-за того, что регистратор был вынужден одновременно и обслуживать посетителей, и отвечать на телефонные звонки, – рассказывает старшая медсестра лечебного учреждения И.В. Зубкова. – Если он обслуживает очередь, то в поликлинику трудно дозвониться, а если говорит по телефону, то задерживается очередь.

Ситуация была разрешена путём разделения функций. Регистратура сделана открытой, её сотрудники общаются только с посетителями. В бывшем помещении регистратуры организован колл-центр, работники которого заняты ответами на телефонные звонки. Чтобы вывести качество обслуживания на новый уровень, были разработаны алгоритм общения с посетителями и алгоритм для ответа по телефону.

Для повышения качества управления и усиления контроля ввели новую должность – старшая медсестра регистратуры. Всегда готов прийти на помощь пациентам, дать нужные разъяснения администратор регистратуры. Для учёта пожеланий и замечаний посетителей в холле первого этажа размещён так называемый «лист проблем». Он содержит информацию не только о выявленных недочётах, но и об их последующем устранении.

Поводов для очередей – меньше

В ходе выполнения проекта в поликлинике также провели оптимизацию забора крови из вены.

– Раньше в процедурном кабинете у нас была «живая» очередь и работала только одна медсестра, – поясняет Ирина Викторовна. – Она занималась и непосредственным выполнением процедуры, и её документальным оформлением. Потому мы решили ввести должность регистратора процедурного кабинета, который возьмёт на себя «бумажную» работу.

Теперь пациент приходит в процедурный кабинет с направлением, и регистратор начинает работать с этим документом: фиксирует его в журнале, присваивает номер и так далее. Посетитель не ждёт, когда его направление будет обработано, а сразу проходит к процедурной медсестре для забора крови. Таким образом, две составляющие процесса протекают параллельно, что позволяет сократить время пребывания пациента в кабинете.

Забор крови в поликлинике производится с восьми до одиннадцати часов, но чаще всего люди приходили именно к восьми. Это приводило к серьёзной неравномерности в работе кабинета: в первые час-полтора – немалые очереди, а затем поток пациентов иссякал; что называется, «то густо, то пусто».

Для выравнивания нагрузки расписание процедурного кабинета по забору крови из вены было введено в региональную информационно-аналитическую систему «ПроМед». Что это дало? Теперь на врачебном приёме медсестра, сверяясь с данными системы «ПроМед», указывает в направлении на сдачу крови конкретное время для каждого пациента. Благодаря этому людские потоки разделены, предпосылок для возникновения очереди стало меньше.

Оптимизация для диспансеризации

Диспансеризация начинается с кабинета профилактики. Было подсчитано, сколько времени там тратит пациент. Чтобы его сократить, рабочее место медсестры реорганизовали по системе 5С («сортируй», «соблюдай порядок», «содержи в чистоте», «стандартизируй», «совершенствуй»). Теперь комплект всех необходимых документов, в который входят амбулаторная карта, анкета, шаблоны направлений, готовится заранее – например, накануне вечером. Экономия времени бесспорна; даже тот факт, что медсестре не нужно каждый раз вставать из-за стола и подходить к стеллажу с амбулаторными картами, позволяет выиграть десяток-другой секунд. Вроде бы немного, но суммарно за день и это даёт неплохой эффект.

Кроме того, благодаря руководству Кузнецкой межрайонной больницы кабинет был оснащён бесконтактным прибором для измерения внутриглазного давления. Его использование позволило значительно сократить время работы с пациентом.

– Все внедрённые новшества привели к тому, что каждый посетитель теперь проводит у меня на 15-20 минут меньше, – подытоживает медсестра кабинета профилактики И.В. Огурченко.

Потокам нужен порядок

Ещё одна решаемая в рамках проекта задача – разграничить потоки пациентов. Кабинет неотложной помощи раньше находился на третьем этаже, рядом с другими кабинетами. В результате посетители, которым нужна неотложная помощь, пересекались с теми, кто пришёл в плановом порядке. То есть люди с различными инфекциями (ОРВИ, желудочно-кишечными и проч.) контактировали с относительно здоровыми – и могли их заразить.

Чтобы устранить эту угрозу, кабинет неотложной помощи и осмотра маломобильных граждан был переведён на первый этаж, в одно из помещений бывшей регистратуры.

– Когда приходит, к примеру, человек с высокой температурой или жалобами на боли в животе, мы сразу проводим его в этот кабинет, – поясняет И.В. Зубкова. – При необходимости медсестра с переносным электрокардио-графом снимет электрокардиограмму. Если нужны какие-то процедуры, приходит процедурная медсестра; если потребуется консультация врача-специалиста, приглашаем и его. То есть пациенту не нужно перемещаться по учреждению для получения неотложной помощи.

Кроме совершенствования логистики движения посетителей, это существенно уменьшило затраты времени. Если раньше больной тратил на хождения по кабинетам и ожидание в среднем 1410 секунд и проходил при этом 317 метров, то сейчас эти показатели – 78 секунд и 62 метра.

Для комфорта людей

Анкетирование пациентов выявило, кроме других, следующие недочёты – недостаток мест для ожидания, отсутствие питьевой воды, недостаток навигации. Для устранения проблем был приобрётен кулер, в зонах ожидания установлены дополнительные лавочки. Направление движения к наиболее часто посещаемым кабинетам сейчас указывают разноцветные стрелки на полу и на стенах. Для удобства слабовидящих людей первая и последняя ступеньки каждого лестничного пролёта выделены полосой жёлтого цвета.

Не забыли и о сотрудниках: в холле, где размещается открытая регистратура, было довольно прохладно, поэтому там установили тепловую завесу.

Проект «Бережливая поликлиника» призван организовать в медучреждениях комфортную безбарьерную среду, создать новую модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. В поликлинике №3 усилиями коллектива и администрации Кузнецкой межрайонной больницы сделан существенный шаг к достижению этой цели.

Владимир ДАНИЛОВ

Фото автора

На фото: так работает открытая регистратура.

 

Оставить комментарий